Что такое альтернативная музыка?!
|
Сейчас ответить на этот вопрос очень сложно. Связано это прежде всего с тем, что шоу-бизнес, в борьбе с которым и возникла "альтернатива", все-таки проник и адаптировался во враждебной для себя среде пост-панка. Теперь невозможно представить себе альтернативную группу, не мечтающую о выпуске отлично звучащего CD или хорошего лазерного шоу на концерте... Средства у "попсы" и "альтернативы" стали общими, а вот цели и задачи по-прежнему различаются.Однажды мы уже пытались обсудить данный вопрос на одном музыкальном фестивале в ходе которого был объявлен форум и пресс конференция, тогда музфест проходил на Урале и приехало много гостей как с России, так и из за границы, для музыкантов была подготовлена гостиница Челябинск, где мы с удовольствием прожили несколько дней. Пытались обсуждать, но все сводилось к банальной болтовне. Теперь мне понятно, для того, чтобы говорить об особенностях альтернативной музыки, для начала нужно договориться о том, что будет являться предметом нашего разговора.
Итак, немного истории: Западные рок-группы 80-х возникали и творили вне "мэйнстрима", т.е. признанного и популярного направления. Одной из самых важных позиций возникновения коллектива являлась "новизна", необычность, попытка противопоставить себя не только популярным исполнителям, но и своим коллегам, преследующим ту же цель: выбраться из коммерциализированного конвейера медиа-бизнеса, штампующего недолговечные поп-культы. Но настоящей альтернативой в середине 80-х стали новые стили (alternative metal, alt-metal), возникшие в соперничестве с металлом, хардкором, индастриалом, а точнее, вследствие совмещения самых ярких тенденций этих стилей.
В творчестве THE STOOGES, THE VENTURES, VELVET UNDERGROUND, отчасти MOTORHEAD стоит искать истоки формирования альтернативной традиции, в рамках которой и посей день остается большая часть альтернативных групп. Чем же отличается альтернативный рок? Прежде всего, в альтернативе меняется схема позиционирования музыкантов. Теперь нет "группы" на заднике и "вокалиста" на переднем плане. Безусловно, роль фронтмэна не стала меньше, пожалуй, изменения произошли в увеличении роли каждого отдельно взятого музыканта в коллективе. Это, прежде всего, не поведение на сцене, а аранжировки.
Постоянные смены размеров в ударных, их пересечение с ритмами других инструментов; гитара (которая уже не стремиться к "зверским запилам", а порой и вовсе играет один риф в течении трети композиции) стала менее тягучей, менее мелодичной, не увлекается быстрыми темпами; басс с вязким "тракторным звуком", играющий шлепающим слепом или перетягивающий глиссандо; вокал хрипит, рычит, плачет, реже поет, чаще кричит или шепчет. Гармонии все сложнее, больше тритонов, чаще встречаются атональные эпизоды и дисгармонии. Эстетика безобразного, культ депрессии, попытка создать институт социальной направленности музыки. Единственное правило: отсутствие правил. Возможно все: от использования оперных вокальных партий до семплирования афро-американских ритмов.
Источник: |