wish you were here
если бы ты был здесь
если бы ты был здесь
ЕМ18 29750 2; первоначально Harvest SHVL 814; впервые издан на
компакте Harvest COP 7 46035 2; выпущен 15 сентября 1975 года
Британский хит-парад: № 1; хит-парад США: № 2
Британский хит-парад: № 1; хит-парад США: № 2
Создавать что-то новое после «Dark Side...» стало для группы проблемой. В результате ушло два года и стоило это музыкантам немалой головной боли, невыпущенного экспериментального альбома, двух композиционных идей, от которых временно пришлось отказаться, появления на рынке пользовавшейся большим спросом пиратской записи и случайной порчи студийного оригинала, прежде чем они были готовы. Как оказалось, ждать стоило. Однако история берет свое начало не со студии, а с пиратской записи. В 1974 г. любители «Пинк Флойд» начали покупать то, что они ошибочно считали новым альбомом группы — «British Winter Tour' 74». На самом деле это оказалось пиратской записью с концерта, оформленной в виде альбома в очень хорошей упаковке, трех новых композиций: «Raving And Drooling», "Gotta Be Crazy» и «Shine On Your Crazy Diamond". Последняя композиция была записана для настоящего альбома, а две другие (исполнявшиеся в довольно растянутом виде во время турне 1975 г. «Wish You Were Here») подверглись изменениям и вышли на пластинке только через два года. Музыканты и в этот раз стали продюсерами собственного альбома, в студии на Эбби-роуд. Большая часть музыки была написана коллективно, но все слова сочинил Роджер Уотерс. Вокалистки Ванетта Филдс и Карлена Уильямс, сопровождавшие «Пинк Флойд» в турне, были в числе исполнителей, работавших с группой и в студии. Студийная работа давалась музыкантам довольно тяжело, они должны были сочетать бремя успеха с тем фактом, что практически все их амбиции были достигнуты. Мэйсон был менее всех увлечен созидательным процессом, так как его супружеская жизнь оказалась на грани развала (как, впрочем, и у Уотерса), и барабаны мало его интересовали. Остальные также были в той или иной степени охвачены скукой, усталостью и хандрой, не позволявшими сосредоточиться на записи. Группа была очень близка к распаду, и, по словам Уотерса, еще немного, и пластинка могла бы быть названа «Если бы мы были здесь». Тем не менее и Райт, и Гилмор сегодня считают этот альбом своим любимым. Дизайн обложки стал еще одним триумфом «Хипнозис», который так и не удалось полноценно адаптировать для компакт-диска. Первоначально альбом продавался в черной полиэтиленовой упаковке с наклейкой работы Джорджа Харди, на которой две руки роботов изображены в рукопожатии на фоне четырех секторов круга, представляющих землю, воздух, огонь и воду (это было основой обложки первого британского CD). Внутри упаковки скрывалась стандартная обложка с отдельным конвертом для пластинки. Каждая из четырех сторон как обложки, так и пакета изображала один из четырех элементов в комбинации с тем, кого там «не было». Горящий человек (огонь) несомненно отсутствует, так как он не чувствует жара. Персонаж в пустыне (земля) не имеет лица и рук. Платок, развивающийся на ветру (воздух), скрывает еле видимые формы обнаженной женщины (в буклете нового CD используется другая версия), а ныряющий человек (вода) входит в воду без брызг. Изображение горящего человека использовалось на обложке компакт-дисков за пределами Великобритании и втором издании CD внутри страны. Также отсутствуют на CD «обрывы рамок» — каждая из четырех картин первоначально органически «выходила» за рамки изображения. Виниловые диски включали бесплатную почтовую карточку с изображением ныряльщика без брызг. А обложки пластинок в разных странах имели несколько отличные фотографии горящего человека. Была выпущена и квадрофоническая версия альбома (Harvest Q4SHVL 814}, правда, в ней меньше различий со стереоверсией, нежели в случае «Atom Heart Mother» или «Dark Side...». Альбом можно было также приобрести в виде дисков с двумя различными изображениями и в разных цветовых вариантах.
animals
EMI 8 29748 2; первоначально Harvest SHVL 815; впервые издан на
компакте Harvest COP 7 46128 2; выпущен 23 января 1977 года
Британский хит-парад: № 2; хит-парад США: № 2
Британский хит-парад: № 2; хит-парад США: № 2
Этот альбом, превративший лондонскую ТЭЦ Баттерси в туристскую достопримечательность, вышел после того, как «Пинк Флойд» решил вернуться к двум композициям, не вошедшим в альбом «Wish You Were Here». Работая в новой студии «Британниа Роу» на севере Лондона, они заново записали эти песни, а также добавили еще одну - о свиньях, сочиненную Уотерсом. Это дало им идею для еще одной великой концепции — антропоморфической темы, в стиле Орвелла, метафорически сравнивающей человеческие существа с животными. Фактически все, что осталось сделать, - это изменить названия песен, соответственно пересмотреть стихи и добавить короткую прелюдию и финал, а также несколько деревенских звуков для создания подлинной атмосферы. В связи с большим успехом пиратского альбома «British Winter Tour'74» «Пинк Флойд» в последний раз запишет материал, уже проверенный в дороге. Для многих самым известным в этом альбоме является его обложка, воплотившая идею Уотерса сфотографировать летающую свинью (по крайней мере, надувную) над вышеупомянутой ТЭЦ. Уотерс дал совершенно невероятное толкование летающей свиньи — как «символа надежды». На свинью у фотографов ушло два дня работы; в конце второго дня надувное чудо оторвалось от своего причала и улетело вдаль, вызвав на следующий день в газетах публикацию большого количества необходимого рекламного материала. Конечно, нет причин полагать, что это было чем-то большим, нежели просто «случайностью». Самая большая ирония заключается в том, что получившиеся снимки музыканты решили на обложку не помещать (хотя несколько фотографий было использовано в буклете в повторном издании), и «Хипнозис» вернулась к первоначальной идее совмещения фотографии свиньи с фотографией электростанции. Уотерс присвоил себе авторство этой обложки, что привело к разногласиям с «Хипнозис», от услуг которой отказались при работе над последующими альбомами «The Wall» и «The Final Cut». Внутренний пакет диска и буклет CD «Animals» содержат тексты, записанные собственной рукой Мэйсона. По каким-то причинам продолжительность трех основных композиций «Animals» не позволила исполнять их на концертах группы в постуотерсовские времена, хотя при Уотерсе турне под названием «Pink Floyd - In The Flesh» («Пинк Флойд» во плоти»), где альбом исполнялся полностью, было самым грандиозным. Значительность концертов «In The Flesh» подчеркивалась летающей надувной свиньей, а также ритмгитаристом Сноуи Уайтом, которому иногда позволялось исполнять и соло-партии. В последний день турне Гилмор пребывал в таком отвратительном состоянии духа от игры группы, что наблюдал за исполнением двенадцатиминутного блюза на «бис» (Уайт играл на гитаре), сидя за микшерским пультом. Уотерсу концерт тоже не понравился, но он натолкнул его на одну идею, как мы увидим позже...
the wall
EMI/Harvest 8 31243 2; первоначально Harvest SHDW411; впервые издан на
компакте Harvest CDS 7 46036 8; выпущен 30 ноября 1979 года
Британский хит-парад: № 3; хит-парад США: № 1
Киноверсия: Channel 5 Video CFV 08762
Британский хит-парад: № 3; хит-парад США: № 1
Киноверсия: Channel 5 Video CFV 08762
На последнем концерте турне «Animals» Роджер Уотерс настолько был выведен из себя вызывающим поведением фэна из первого ряда, что подозвал его к себе и плюнул в лицо ни о чем не подозревающего парня. Придя позже в ужас от собственного агрессивного поступка, Уотерс стал работать над новой концепцией альбома, которая бы передавала его чувство изоляции от зрителей в зале и рассказывала о барьерах, разделяющих всех людей. Результатом переживаний стал альбом «Тле Wall». Уотерс начал работу над проектом в сентябре 1977 г., спустя всего лишь два месяца после окончания концертов. С самого начала он планировал выход не только очередной пластинки, но театральной постановки и фильма. В июле следующего года он предложил своим коллегам по группе две черновые записи — одна представляла собой «Тhе Wall», а другая — еще одну работу, которую музыканты отвергли по причине ее слишком персонального характера и которая позже стала первым сольным альбомом Уотерса - «Тhе Pros And Cons Of Hitch Hiking». Запись альбома началась в апреле 1979 г. и проходила в основном в «Супербэар Студиос» во Франции, где Гилмор и Райт записывали свои сольные альбомы за год до этого. Работала группа также в американских студиях Си-Би-Эс в Нью-Йорке и «Продьюсерс Уоркшоп» в Лос-Анджелесе. Часть времени музыканты провели неофициально в студии «Британниа Роу» в Лондоне, в то время принадлежавшей группе, а позже — Нику Мэйсону. Такая осторожность была связана с налоговыми проблемами коллектива, вызванными крахом финансовой компании «Нортон—Уорбург», в которую пинкфлойдовцы инвестировали значительные средства. Продюсерами альбома стали Боб Эзрин, Давид Гилмор и Роджер Уотерс, сопродюсером — Джеймс Гатри. На обложках первых копий не было упоминаний Райта и Мэйсона — ошибку оперативно исправили в последующих тиражах. В записи альбома приняло участие много приглашенных музыкантов, не упомянутых в списке участников, а Эзрину и Гилмору пришлось отдуваться за Рика Райта, чье участие было прогрессирующе минимальным. К концу записи альбома Уотерс поставил остальным ультиматум: либо Райт уходит из группы, либо он останавливает проект, что означало бы невозможность компенсации убытков, понесенных в деле «Нортон—Уорбург». Райт неохотно согласился и позже лишь играл на концертах за отдельную плату. Он был единственным из группы, отсутствовавшим на премьере фильма 14 июля 1982 г. Вопреки традиции, к студии «Хипнозис» за помощью не обратились, и дизайн обложки создавал политический карикатурист Джеральд Скарф, в прошлом разрабатывавший проецируемые изображения для концертов турне «Wish You Were Here». Художнику было поручено создать не только обложку, но и кукол для сценического шоу, а также мультипликацию для рекламного видеоролика, концерта и фильма. На самой обложке не оказалось надписей вообще — название альбома разместилось на прозрачной пластиковой наклейке. Вопреки информации на наклейке в издании 1994 г., буклет альбома не включает фотографий, хотя текст песен напечатан крупным, легко читаемым шрифтом. Еще большая странность нового издания заключается в индексировании времени композиций, которое отличается от первого выпуска CD. Это объясняется тем, что в отличие от чистых интервалов между композициями в оригинале переиздание заполнено в интервалах различными звуковыми фрагментами, которые могут относиться к любой из композиций. Концерты остаются самыми зрелищными в истории рок-музыки. На переднем плане сцены сооружалась стена из картонных кирпичей, и половину времени шоу группа играла спрятанная за ней. Стена выполняла также функцию экрана, на который проецировались различные имиджи, включая мультипликацию Скарфа. На концертах присутствовал аэроплан, взрывавшийся на сцене, летающая свинья гигантских размеров, а также сорокафутовые куклы. В связи со сложностью и большой стоимостью таких сценических постановок шоу «The Wall» исполнялось только в четырех городах: Нью-Йорке и Лос-Анджелесе в феврале 1980 г., Лондоне в августе 1980 г. и Дортмунде в феврале 1981 г. В июне 1981 г. в Лондоне были вновь организованы концерты с целью проведения киносъемок. Хотя снятые кадры никогда не демонстрировались публично (по крайней мере, официально), их предполагалось включить в кинофильм в постановке Алана Паркера по сценарию Роджера Уотерса. Кинопостановка стала для всех головной болью, так как Уотерс, Скарф и Паркер постоянно спорили по поводу интерпретации сценария.
Паркер, как режиссер, имел решающее слово, хотя вся тройка считает снятый фильм результатом компромиссов. В 1990 г. Уотерс еще раз организовал шоу «The Wall» с участием целого созвездия исполнителей, на этот раз в Берлине, с целью сбора средств в Мемориальный фонд помощи жертвам стихийных бедствий. Летом 1994 г. он объявил о том, что перепишет сценарий «Тhе Wall» в форме мюзикла. Темой сюжета «Стены» являются психологические барьеры, которые мы сами и герой истории — рок-звезда по имени «Пинк» или «г-н Флойд» — воздвигли, чтобы оградить себя от критики и избежать признания собственных неудач. Постановка описывает нервный срыв Пинка, сидящего в гостиничном номере во время американского турне, и концерт, который он исполняет в этот вечер. Частично сюжет автобиографичен, частично затрагивает несложившуюся судьбу Барретта, а в остальном является фикцией и рок-н-ролльным фольклором. Так что традиционную фразу в конце фильма о том, что «любое совпадение с реальными лицами... является случайным», можно воспринимать с долей иронии. Возможно, справедливо сюжетную линию альбома описывают как слишком закрученную и бессвязную. Вплоть до последней минуты композиции менялись местами (чтобы добиться связного изложения истории) и обрезались (чтобы избежать превращения альбома из двойного в тройной). Несомненно, легче следовать развитию сюжета фильма, если вы уже знакомы с альбомом, однако некоторые смысловые аспекты более понятны на экране. Восприятие фильма упростится, когда вы поймете, что в основном сюжет состоит из воспоминаний, за исключением сцены в гостиничном номере Пинка и последующего концерта, который Пинк представляет себе как массовый фашистский митинг. Так как Уотерс одновременно задумал альбом, сценическое шоу и фильм, было бы неправомерным рассматривать их в отдельности друг от друга.
Паркер, как режиссер, имел решающее слово, хотя вся тройка считает снятый фильм результатом компромиссов. В 1990 г. Уотерс еще раз организовал шоу «The Wall» с участием целого созвездия исполнителей, на этот раз в Берлине, с целью сбора средств в Мемориальный фонд помощи жертвам стихийных бедствий. Летом 1994 г. он объявил о том, что перепишет сценарий «Тhе Wall» в форме мюзикла. Темой сюжета «Стены» являются психологические барьеры, которые мы сами и герой истории — рок-звезда по имени «Пинк» или «г-н Флойд» — воздвигли, чтобы оградить себя от критики и избежать признания собственных неудач. Постановка описывает нервный срыв Пинка, сидящего в гостиничном номере во время американского турне, и концерт, который он исполняет в этот вечер. Частично сюжет автобиографичен, частично затрагивает несложившуюся судьбу Барретта, а в остальном является фикцией и рок-н-ролльным фольклором. Так что традиционную фразу в конце фильма о том, что «любое совпадение с реальными лицами... является случайным», можно воспринимать с долей иронии. Возможно, справедливо сюжетную линию альбома описывают как слишком закрученную и бессвязную. Вплоть до последней минуты композиции менялись местами (чтобы добиться связного изложения истории) и обрезались (чтобы избежать превращения альбома из двойного в тройной). Несомненно, легче следовать развитию сюжета фильма, если вы уже знакомы с альбомом, однако некоторые смысловые аспекты более понятны на экране. Восприятие фильма упростится, когда вы поймете, что в основном сюжет состоит из воспоминаний, за исключением сцены в гостиничном номере Пинка и последующего концерта, который Пинк представляет себе как массовый фашистский митинг. Так как Уотерс одновременно задумал альбом, сценическое шоу и фильм, было бы неправомерным рассматривать их в отдельности друг от друга.