Ian Anderson. Человек с безумными глазами
(Интервью)
Часть третья
Вы разогревали Led Zeppelin во время американского тура в 1971 году. Извлекли ли вы из этого полезный опыт?
- Да - много всего, чего бы мы никогда не узнали, если бы поехали на Вудсток. Мы открывали концерт. Нам было отведено 35 минут, и мы играли на площадках по всей Америке. Это была блестящая возможность в течение получаса сходить с ума, оставить о себе хорошее впечатление и вернуться в гостиницу до закрытия бара. Или, что чаще всего и происходило, отправиться на радио, давать интервью и делать все те вещи, чтобы "использовать благоприятную возможность". Некоторые вечера Цеппелины были неутомимы и творили невероятное, а в следующий вечер не могли собраться. Потому что, если что-то не ладилось со звуком и возникали проблемы с подключением или настройкой, все мгновенно отражалось на выступлении, особенно Джимми Пейджа. Когда у него все шло хорошо - все было очень хорошо, а если нет, он ужасно расстраивался и впадал в депрессию.
Когда вы стали хедлайнерами, вы сами подбирали себе команды на разогрев.
– Нам было очень важно, кто будет играть в разогреве. Это была возможность определить людей, которые тебе нравились, потому что ты давал им "путевку в жизнь" и выводил на такие большие рынки как Америка. Иногда все складывалось неудачно или просто ужасно. The Eagles, можно сказать, провалились, когда они открывали наш концерт. У них уже был хит 'Take It Easy', но он был рассчитан совсем на другую аудиторию.
Бедняга старина Алекс Харвей был еще одним серьезным провалом. Я очень из-за этого переживал, потому что я искренне надеялся, что у него все пройдет успешно. Но он очень сильно пил и не смог вовремя взять себя в руки. А когда ему не удавалось завладеть аудиторией в течение первых пяти минут, он просто начинал делать глупости. Я помню один концерт в Сиэттле, 11 тысяч зрителей. Видеть, как десять тысяч человек одновременно встают и освистывают тебя в едином порыве - это очень страшно. Но потом он просто назвал их "проклятыми ублюдками".
Но хуже всех пришлось Roxy Music. Они были у нас в разогреве в Мэдисон Сквер Гарден и буквально умерли. Они испытывали сильную неприязнь к Эно с начищенными перышками и к Брайану Ферри, которого считали позером. А рев, которым публика приветствовала их последнюю песню, был ошеломляющим. А потом кто-то отключил им звук. Они взбесились, уехали домой и сказали, что это я им все подстроил. А мне-то это к чему? Ведь, прежде всего, именно я и устроил их выступление, чуть позже мы с ними виделись они приезжали ко мне в гости у меня как раз была установлена дровяная печь для дома и мы в дружно компании обсуди все вопросы и сгладили все недопонимания.
В последнее время мы стараемся объединяться с группами того же возраста, особенно в Америке. Несколько лет назад мы гастролировали с ELP, у которых была репутация, сравнимая лишь с репутацией Ричи Блэкмора - нанесение тяжких телесных повреждений, кошмар для организаторов, трагедии, отмена концертов, безграничный страх и ужас. Но на протяжении всего тура они были тише воды, ниже травы. Они вели себя очень профессионально, ни разу не опоздали. Они оказались чудесными людьми.
А по окончании тура их транспортная команда подошла к нам: "Это самый необъяснимый тур, который мы с ними делали. Они никогда раньше не питались в автобусе, даже вместе туда никогда не заходили. Кажется, первый раз они вообще разговаривают друг с другом. Что за странный эффект вы на них оказали?"
Впоследствии я рекомендовал их организаторам в Южной Америке и Восточной Европе, и, черт возьми, они не соблюдали сроки в Европе и разорили южно-американского промоутера.
После прорыва с 'Aqualung', 'Thick As a Brick' и 'A Passion Play', пресса обратила на вас пристальное внимание. Почему они нацелились именно на вас, а не на ELP, Yes или Genesis, которые делали очень похожие вещи?
- Насколько я помню, на них тоже обрушились. Помню, в 1972 году мы ездили по Японии, и ELP были там, и с ними прилетел полный самолет английских журналистов, чтобы освещать выступления. Им не платили, но очень хорошо принимали и развлекали, водка лилась рекой, даже девчонок им подкинули. И от журналистов ожидали хвалебных репортажей. А хвалебных они не написали. Они с ними жестоко расправились. Журналисты приходили и на наши концерты, потому что все это проходило в одно и то же время. И в Англии мы получили блестящие отзывы. Это явилось определяющим моментом для меня. Помню, меня посетила мысль, что журналисты могут быть очень опасными и с ними надо держать ухо востро.
А год спустя пришел и наш черед. Мы не везли с собой никаких репортеров, ничего такого, но это был момент, когда журналисты поняли, что не могут всю жизнь писать заказные статьи и жить за счет известных музыкантов, что им надо чередовать хвалебные материалы и критику. 'A Passion Play' явился прекрасным предлогом, потому что альбом был мрачным, малопонятным и довольно скороспелым. Конечно, сегодня его называют самым культовым альбомом Tull. И серьезные люди могут повесить его как знак отличия, если смогут доказать, что внимательно прослушали его от начала до конца - причем дважды.
Но журнал Melody Maker не удосужился прослушать его даже единожды. Они просто разнесли его в пух и прах. И Rolling Stone ненавидит претенциозные английские группы.
Вот это действительно задело нас за живое. У нас пошла черная полоса. Но это не было для нас совсем уж неожиданно. Даже с 'Thick As A Brick' мы рисковали. Я знал, что рано или поздно нас обольют помоями.
29 мая 2025 года
Источник: |