Интервью Игоря Бутмана: неожиданно и потрясающе!
Его называют «товарным знаком» российского джаза. В далекие 80-е Игорь Бутман познакомился с виртуозным пианистом Сергеем Курехиным, создателем легендарной «Поп-механики». Курехин ввел молодого саксофониста, тогда еще студента музыкального училища им. М.Мусоргского, в подпольный круг советского андеграунда.
Андрей-Сычев-и-Игорь-Бутман
Сегодня таких контактов нет. Да, когда-то я играл вместе с «Кино» и «Аквариумом», - вспоминает Бутман, стоя на сцене мурманского областного театра. - то было неожиданно и потрясающе. Я не особо увлекался этой музыкой, но оказалось, что их слушает огромное множество людей. Это была форма, так не похожая на советскую популярную песню, на ВИА и если бы в те времена была раскрутка инстаграм, она выглядела бы именно так. Мне сразу понравились и эти люди, и их музыка, и песни. Они были удивительными – отличались от тех, с кем я общался до этого, тем более от джазменов. Но чаша весов не перевесила в сторону их восприятия музыки и жизни. Но на тот момент мне просто нравилось записываться вместе с ними. Я до сих пор дружу с Борисом Гребенщиковым. Собираемся выпустить совместную пластинку. Вроде нашлись люди, которые профинансировать наш совместный проект.
В Мурманск Игорь Бутман приехал вместе со своим квартетом. Все музыканты являются подлинными виртуозами и прекрасными импровизаторами, ведь стиль игры Бутмана непредсказуем. Экспрессивные звуки саксофона перемежаются с великолепными соло ударника. К тому же все это сдобрено пульсирующими звуками контрабаса и филигранными пассажами рояля. Часто Бутман просто хулиганил на сцене, выдувая из своего саксофона знакомые по мультикам мелодии. А под конец выступления сыграл музыкальную тему из телепрограммы «Спокойной ночи малыши».
- Есть вещи, которые можно сыграть квартетом, а можно биг-бэндом. У меня есть великолепный аранжировщик – Виталий Долгов (считается лучшим в России). В моем оркестре множество прекрасных исполнителей. Формы в джазе не имеют большого значения, они лишь определяют размер свободы исполнителя, да и то не всегда. Когда-то я участвовал в секстете Германа Лукьянова, участвовал в знаменитом джазовом проекте «Аллегро», были великолепные записи с Андреем Кондаковым, Энди Гомесом – всех уже не перечислишь. Мы творческие люди, нам нужен какой-то поиск, мы постоянно меняем исполнительские формы. К нам присоединился Энди Бреккер – стали квинтетом. Только что мы играли с Юрием Башметом и его оркестром «Солисты Москвы», намечается кокой-то непонятный симфонический проект.
- А почему сегодня не появляются новые Майлзы Дэвисы или Дюки Эллингтоны?
- Тогда эти люди только открывали джаз. Они соединили все самое лучшее в академической джазовой в единое целое. В какой-то мере им чуть больше повезло, хотя они были гении. Сегодня мы тоже ждем гением !!! Но также можно сказать, почему нет новых Моцартов или Бетховенов. Почему их нет – не знаю. Все стали очень здорово играть. Но все уже сделано. Это как самолет – он создан. Можно лишь добавить или новый двигатель, или изменить форму крыла. А вообще я очень доволен поездкой в Мурманск. Мне давно советовали здесь побывать и Голощекин, и Гаранян. В прошлый раз самолеты подвели, не смог. Зато в следующий приезд думаю мы оттянемся по полной схеме, постараюсь привезти свой биг-бэнд.
Источник: |