Pink Floyd (UK)
Энциклопедия Прогрессивного Рока
Стиль: Classic Symphonic Art- & Space Rock.
Статус: Passive
Состав исходный: Syd Barrett (vocals, guitars), Roger Waters (bass), Richard Wright (keyboards), Nick Mason (drums).
Изменения состава:
1968 год: на втором альбоме вместо Барретта играет David Gilmour (vocals, guitars).
1983 год: уходит Райт. Гилмор теперь: vocals, guitars, keyboards.
1987 год: возвращается Райт, нет Уотерса. В студии с тремя флойдовцами наиболее активно работают Tony Levin (bass), Bob Ezrin (keyboards).
1994 год: в основном составе трое тех же, только Гилмор ведет еще и бас.
Хронологические пионеры арт-рока как обособленного жанра рок-музыки. Дебютный альбом группы стал первым полноценным детищем прогрессивной рок-музыки, дверь в мир которой частично приоткрыли Beatles на альбоме 1966 года "Revolver". "Трубач у врат зари", вышедший в середине 1967 года — это фундамент, точка опоры для будущих рок-интеллектуалов, полет мысли и фантазия которых не вмещаются в привычных "массовых" рамках. Материал был написан первым лидером группы Сидом Барреттом при внушительной помощи Роджера Уотерса. Но основные идеи все-таки Барретта — самой трагической фигуры рок-истории. Новые музыкальные горизонты, открывшиеся ему под воздействием галлюциногенных наркотиков, стоили ему больше чем жизнь. Умерли от наркотического яда и стали легендами Джими Хендрикс, Дженис Джоплин, Джим Моррисон, Томми Болин и другие. Но Сид жив и поныне, если состояние, в котором он пребывает, можно назвать жизнью. Глубочайшие психические нарушения, вызванные регулярным приемом ЛСД с отроческого возраста, привели к 1968 году к необратимым изменениям личности. В кратковременные проблески нормального сознания Сид пишет какие-то стихи, успел выпустить пару сольных альбомов, но жизнь его, по признанию близких к нему людей, напоминает седьмой круг ада... Именно ему посвящен диск ансамбля, названного именами двух давным — давно позабытых джазистов Пинк (Андерсон) Флойд (Каунсил), за 1975-й год. Но не было тех Pink Floyd, которые у нас есть, не будь в их составе бас-гитариста с самой обыкновенной техникой игры, но с потрясающими мозгами — Уотерса. Судя по авторству песен на обложке "Трубача", он принимал то или иное участие в создании не менее половины из них. Так или иначе, именно он стал синтезатором бредовых идей одиозного Барретта. И основа всего гигантского — творческого и коммерческого — успеха группы лежит на его плечах. Вплоть до 1987 года остальные участники Пинк Флойд принимали в создании образов лишь косвенное участие. Второй альбом "Таинственная летающая тарелка" почти целиком принадлежит перу Уотерса. Дальнейшее развитие психоделического прогрессива, заданного революционным дебютом, благодаря Уотерсу способствовало здесь уже появлению собственно элементов арт-рока. Оба первых диска являются несомненными шедеврами рок-музыки. Истинный интеллектуал неоднократно будет возвращаться к ним, к этим истокам, которые так же далеки от наивности, как иной псевдофлойдовец, утверждающий обратное, от истинного понимания ценности этого феномена, сумевшего угодить самой массовой аудитории, оставаясь самим собой.
Впрочем, самая глубокая работа Пинк Флойд пользуется у псевдофлойдовцев наименьшим успехом. И когда в российской прессе в подробном обозрении всех альбомов группы об "Animals" говорят, что этот диск даже просто хорошим назвать трудно, этих критиков жаль двояко. Во-первых потому, что они не понимают сути "исследуемого" ими объекта и, тем самым, духовно где-то обделены. Во-вторых, взявшись размышлять на эту тему, они, грубо говоря, лажаются, и выглядят в глазах истинных ценителей наследия ансамбля чуть ли не придурками. А это для музыкального критика самое страшное. Ошибиться может каждый, но называть дерьмом вещь, которую ты просто не понимаешь, это удар ниже пояса и неискушенному читателю, и самому себе ("Рокка Ролла"). На альбоме "Ummagumma", который наполовину является компиляцией, останавливаться не будем. А вот номерной диск "More", представляющий собой музыку и песни к одноименному фильму (soundtrack), оказался намного слабее. Знакомые темы и интонации здесь совершенно обделены вниманием со стороны аранжировок — просто набор неплохих мотивчиков. Впрочем, это был заказ, и если смотреть на сей продукт глазами зрителя, пришедшего посмотреть этот фильм, то это лучший саунд-трэк 60-х. Дальнейшее продвижение по пути, проложенному в дебюте, было неоднозначным до 1973 года. Отменный альбом "Атом, Сердце, Мать", где Pink Floyd в заглавной 20-минутной пьесе впервые попали в распростертые объятия классики, с одной стороны (буквально и в отношении LP) показал явный творческий рост, но с другой — отвлечение в сторону традиционного балладного блюз-рока. Фантастико-философские тексты "планетарного мистицизма" потихоньку стали отступать, появилась первая лирика. Подобная же история произошла и с очередным диском "Meddle". Только теперь первая сторона пластинки представляла лирическое отступление перед развернувшимся на второй стороне эпосом в виде 25-минутной сюиты "Echoes". С высоты сегодняшнего дня очевидно, что ансамбль в те годы как бы прощупывал почву для мощного спурта. Но тогда, после столь впечатляющего дебюта, отношение к проектам начала 70х было неровным. Впрочем, второй саундтрэк группы
Скрытый тучами", на сей раз к фильму "Долина", выглядел на три головы выше первого эксперимента, и в музыкальном отношении почти не уступал предыдущим "программным" альбомам. Самый значительный период в дискографии Пинк Флойд 1973-1979 годов знаменуется почти полным отказом от мистики в текстах и обращением взоров на социальные проблемы сегодняшнего дня. Тогда как музыка стала еще более футуристической и астральной, сложной и глубокой, с обилием как арт-роковых, так и психоделических настроений, множеством звуковых эффектов. Звездным часом стал 1973 год. Альбом "Темная сторона луны" — шедевр развитого психоделического арт-рока — до сих пор в пятерке самых популярных альбомов в истории рок-музыки. Превосходная звукорежиссура Алана Парсонса, множество эффектов, вызывающих отчетливое визуальное ощущение происходящего, сложная и глубокая структура композиций при выраженной мелодике привлекли в стан поклонников серьезного рока тысячи новых лиц. Значение Пинк Флойд в популяризации арт-рока трудно переоценить. Ни одна другая "серьезная" рок-группа не смогла добиться подобного коммерческого успеха с некоммерческой музыкой. Теперь каждого нового альбома ансамбля стали ждать с нетерпением, и каждый из них теперь не был похож на предыдущий ни на йоту. Поиск новых идей в период творческого расцвета продолжал занимать доминирующее положение в создании произведений, чему немало была удивлена восторженная публика. Если "Dark side" нес в себе прогрессив на достаточно жесткой хард-роковой базе, то очередной диск 1975 года явился его полной темповой и структурной противоположностью. Сверхмедленный, астральный, мрачно-холодный с преобладанием классически-клавишных тем в длинных эпических композициях. Если у слова Doom "отобрать" его металлическую приставку, то лучшего обозначения стилистики "Wish you were here", чем Doom-art, не придумаешь. Единственное произведение жанра подобного рода. Уникальный шедевр. Вышедший в начале 1977 года "Animals" представляет единое концептуальное произведение: гротескное царство животных, подвергшееся проекции основных человеческих недостатков, присущих всем, в том числе сильным мира... "Человек-собака", "Человек-свинья" и "Человек-овца" соответственно изображены в пьесах "Dogs", "Pigs", "Sheep". Отсутствие пауз между композициями на протяжении всей программы только на руку задуманной концепции.
Сторона "А" целиком принадлежит "Собакам" — таинственно-напряженная атмосфера нагнетается на протяжении почти 20 минут. Целый спектр музыкальных идей, тем, неожиданных решений кроется под поверхностью одной из самых глубокомысленных пьес ансамбля. Вообще, музыкальное действие "Животных" развивается по восходящей: от астрального и медленного арт-рока в "Dogs" через ускорение темпа и развитие более скоростных аранжировок в "Pigs" до взрыва-кульминации в "Sheep", где Пинк Флойд продемонстрировали фантастическую технику из области крутейшего металлического прогрессива. Такого обилия "закрученных" аранжировок, удивительного звукоизвлечения (что само по себе является искусством), сложнейших инструментальных партий и удивительного драматического вокала, собранных в одной программе, нелегко отыскать в истории жанра. Рок-опера и поставленный по ней фильм "Стена" с полуторачасовым звучанием снова оказался для слушателей сюрпризом, полным неожиданностей. Саунд совершенно новый, необычный, равно удаленный от всех столь разных между собой предыдущих программ, и одновременно сразу узнаваемый "флойдовский". Концепция похожа: место человека в современном обществе, о "стенах" между людьми, которые необходимо разрушить. В музыкальном отношении, как и положено рок-опере — разноплановая работа, но большее внимание уделяется лирике, собственно концепции. Неожиданно много вокальных номеров под "чистое" фортепиано. Среди других нововведений — привлечение детского хора. Программа стала последней в ряду революционных флойдовских шедевров, хотя аранжировок, собственно "игрового" арт-рока, тут меньше, чем на предыдущих альбомах.
Так или иначе, музыкальная стилистика альбома "Стена" стала как бы "пиком" творчества группы, потому что все последующие диски выдержаны именно в подобной манере, а к экспериментам музыкантов больше не тянуло. Несомненным провалом, жалкой пародией на "Стену" стал очередной долгожданный проект "The final cut" с чрезмерно политизированными текстами, браться за которые вообще неблагодарное дело, так как нет ничего более спорного, чем политика. Пальба из пушек, взрывы, крики — этакий Bathory 70-х. Но музыки нет: чтение стихов под ритм-гитару с маниакально-однообразным подвыванием группы девиц. Все "новаторство" этого проекта заключено в приглашении бэквокальной группы, модной в царстве поп-музыки. К сожалению, эта традиция закрепилась и в дальнейшем. После неудачного 1983 года сольную карьеру начинает Уотерс, даже не подозревая, что оставшиеся музыканты осмелятся без него "эксплуатировать" легендарное название. Это, однако, к полному изумлению всех, произошло. В 1987 году организация под названием Pink Floyd юридически была перерегистрирована в Pink Floyd-1987-Ltd с участием Гилмора — третьего лидера ансамбля, Мэйсона и Райта. И хотя Гилмор просто случайно оказался вне дебютного альбома 1967 года (а именно он учил играть на гитаре Барретта, и группа планировалась как квинтет), последнее слово на суде, к которому прибег Уотерс по поводу авторских прав, осталось за Ником Мэйсоном — единственным абсолютно неизменным участником всех проектов группы. Результат его решения Вам хорошо известен. Мы имеем в коллекции еще два полновесных альбома, пусть и не шедевров, но отличного качества, особенно последний. Портят общее впечатление девицы, теперь уже постоянно привлекаемые для бэк-вокальных партий и в студии, и на неподражаемые шоу Пинк Флойд. Впрочем, наверное, кому как. Поклонники Supermax наверняка в восторге. Сольная карьера Уотерса во всех отношениях уступает сохранившимся Пинк Флойд. Основное внимание в его работах уделяется текстам, тогда как аранжировок катастрофически мало. Два обособленных диска Ричарда Райта, как и соло-проекты Гилмора (см. David Gilmour), отличает высокое качество музыкального материала и внимательное отношение к аранжировкам — отличны обе работы. Ник Мэйсон же для дисков, выпущенных под его именем, лично написал не более 10% материала, так что это амбициозная формальность.