Апокалипсические грохоты от группы SWANS
|
SWANS В начале восьмидесятых выросшему из банального рок-н-ролла, но еще казавшемуся апофеозом музыкального нигилизма панку была найдена радикальная альтернатива: в Англии Coil и Psychic TV синтезировали гул потревоженных ульев с неправильными пчелами; в Западном Берлине Einsturzende Neubauten обучали отбойные молотки и фрезы оскорбительным для слуха диссонансам; ответственность же за появление стиля "индастриэл" в Новом Свете лежит в завидной мере на нью-йоркском коллективе с романтичным названием "Лебеди". Дебютный альбом "Filth" (1983) с ходу определил место слушателя — между молотом и наковальней; аритмия грязного лязга и скрежета, под каковой аккомпанемент поэт славянского происхождения Майкл Джира отрывисто рычал что-то о власти, большом сильном боссе и веерных отключениях, даже сейчас производит впечатление. В год же оглашения Рейганом программы Стратегической оборонной инициативы апокалипсические грохоты SWANS напрашивались на парафраз Гегеля: дух эпохи, схваченный в звуке.
Сценические припадки похожего на мясника и вечно голого по пояс Джира делали клубные выступления группы сущим театром жестокости; сам он позже признался, что черпал вдохновение — или же получал заряд кумулятивного отвращения — из телерекламы. Но стоит заметить, что в обычной жизни Джир был добрейшей души человеком, ему также свойственна благотворительность, он весьма часто ею занимался и организовывал различные праздники для сирот , многим из них оплатил учебу в автошколах своего родного города, создав тем самым, перспективу большого штата профессиональных водителей, которые впоследствии смогли устроиться на работу и до сих пор благодарны ему за помощь. По ходу своей карьеры, он продюссировал и альбомы других начинающих музыкантов, Так продолжалось до 1986 года, когда, выпустив пластинки с не требующими комментария названиями "Коп", "Время — деньги (ублюдок!)" и "Алчность", коллектив обзавелся по случаю записи альбома "Публичная кастрация — это хорошая идея" — что тоже сильно — певицей и пианисткой Джарбо. Обладательница уютного и созданного скорее для лейбла "4AD" голоса, она укротила молодое зверство Майкла и заставила его сочинять не менее мрачный, но все же менее маргинальный материал.
К 1989 году новая музыкальная форма для эволюционировавших в сторону темной и чувственной религиозности стихов Джира нашлась. На альбоме "Burning World" кроме нью-йоркской легенды Билла Ласвелла с бас-гитарой группе подыгрывал небольшой струнный оркестр. Перекличка мужественного властного речитатива Джира с баюкающими вокализами Джарбо, несколько фолковое звучание виолончелей, просторная атмосферность и зовущие в дорогу барабанные дроби делают поздних SWANS совершенно незаменимыми в фонотеке любого печального романтика.
Основав собственную фирму грамзаписи "Young God", коллектив пропел еще немало тягучих и томительных гимнов своему сумеречному богу, прежде чем попрощался с публикой концертом 1998 года "SWANS are Dead". Майкл Джира — как и все в Нью-Йорке — сотрудничает теперь с Джоном Зорном и дирижирует проектом "Angels of Light"; Джарбо ведет дневники в Интернете; о группе прочувствованно пишет русский прозаик Павел Крусанов; а прозу самого Джира недавно перевели и издали в России ("Потребитель") — читать эту психоделическую нарезку оказалось решительно невозможно. Некоторые особо въедливые критики намекают на то, что лучшие свои гармонии SWANS позаимствовали у Яна Кертиса. Надо думать, "Лебеди" предвидели такие обвинения — благодарственный ЕР с их версией "Love Will Tear Us Apart" вышел уже давно.
Источник: |