Ian Anderson. Человек с безумными глазами
(Интервью)
Часть вторая
Вы продемонстрировали качества лидера, взяв на себя руководство John Evan Band. Это у Вас в крови?
- В школе такие качества не были заметны, я никогда не хотел быть капитаном команды и прочее. Я был одиночкой. Быть в группе - это все равно, что быть в футбольной команде. Я не очень силен в управлении людьми и в сплочении команды. У меня нет таких склонностей. Но кому-то надо этим заниматься. Такие люди как Джон Майалл, Фрэнк Заппа или Капитан Бифхат проделывали это подчас очень жестоким образом.
Я помню, Джон Майалл пытался переманить Мика Абрахамса (прим. Mick Abrahams - оригинальный гитарист Tull). Мик сказал мне: "Джон звонил утром, он хочет, чтобы я пришел к нему домой". А я сказал: "Хорошо, я пойду с тобой". Я переживал, потому что не хотел его потерять, мы только-только начали играть. Вот я и околачивался рядом, как сестра-дурнушка на балу, и Джону не представилась возможность сделать Мику предложение.
А позднее, когда Алексис Корнер привел Роберта Планта - бесспорно очень талантливого парня - тот тусовался со всеми группами в городе и перетягивал музыкантов. И у меня возникло ощущение: что вообще происходит? Я могу потерять гитариста, даже целый коллектив. Поэтому я считал своим долгом сидеть на краешке сцены, пока Роберт вышел и делал свои две-три блюзовых песни с группой.
А что это за история про Тони Йомми, когда он стал членом группы на один вечер, и выступал исключительно в жанре пантомимы на большом концерте The Rolling Stones Rock & Roll Circus в 1968 году?
- Тони был в составе группы, с которой мы играли на концерте, одном из последних, когда еще Мик Абрахамс играл с нами. Тони производил впечатление хорошего, приятного парня. Мы пришли в маленькую студию, где тогда работали, и прошли пару новых песен, которые собирались включать в альбом 'Stand Up’.
Стало ясно, что, одновременно с тем, что Тони какие-то вещи делал превосходно, его сильная сторона лежит совсем в другой области, чем. мне хотелось сделать в последних песнях, поэтому в итоге ничего хорошего не могло получиться. Кроме того, он уже играл в другой группе, а я вовсе не собирался его переманивать. Но у нас не было другого гитариста, когда The Rolling Stones пригласили нас выступить в Rock & Roll Circus. Мне кажется, Мартин Барр в тот момент собирался к нам присоединиться, но у него пока еще были концерты с другой группой. Поэтому мы попросили Тони сыграть с нами.
Почему Вы всегда держитесь немного отстраненно от остальных участников группы?
- Я думаю, что если ты автор песен, то трудно сотрудничать с другими людьми. Требуется некая уединенность или даже изоляция, чтобы иметь возможность работать. И поэтому я не имею тяги к бурной рок-н-ролльной жизни.
А на заре Tull происходило очень много, скажем так, разных представлении: , девочки, вечеринки, всякие мероприятия, связанные с шоу-бизнесом. И я там никогда не чувствовал себя в своей тарелке. Мне никогда не нравились неуправляемые буйства. Мне всегда было проще удалиться в свой гостиничный номер, поиграть на гитаре, попробовать что-то новое, посмотреть телевизор и лечь спать, а утром проснуться пораньше и опять поиграть на гитаре.
Вы никогда не увлекались ни политикой, ни революционными идеями, ни философией хиппи и всегда решительно выступаете против наркотиков. Так почему Вы приняли облик обкуренного хиппи, замышляющего революцию?
– Для себя я свой внешний вид не ассоциирую с хиппи или "наркошей". Это скорее прообраз персонажа из "Акваланга", такого, знаете, если у тебя совсем нет денег и негде ночевать, но не одну ночь, а всю неделю, потому что тебе нечем платить за квартиру. Очень неуютное состояние. Я был в таком положении месяца три в своей жизни, когда ушел из дома, но мне вскоре понадобилась помощь специалистов и вскоре посетив один сайт я думал, что нашел её в виде эзотерики таро новый расклад по большому счету на сайте много разных людей, которые предоставляют услугу, но грамотного я нашел почти сразу. Я объяснил свою ситуацию как оказался один и без поддержки это знаете, когда ты в любой момент можешь открыть холодильник, взять хлеб с маслом, намазать джемом и запить молоком - и вдруг ты оказался совсем один и должен бороться за выживание. Я полагаю я немного готовил себя к этому, взяв персонаж с улицы.
Пальто было неотъемлемой частью моего облика. Отец дал его мне. Последние два года мы с ним совсем не ладили, и когда я уходил из дома, отец дал мне пальто и сказал: "Зима будет холодной, возьми-ка это". Пальто стало для меня талисманом, спасительным одеялом. И позднее я использовал его на сцене.
А наркотиков вообще не было, потому что я не мог их себе позволить, даже если бы захотел. А я совершенно точно не хотел, потому что я уже видел результаты по своим друзьям и знакомым. А когда я стал музыкантом, все стало еще гораздо хуже: Джим Моррисон, Кит Мун, список можно очень долго продолжать. Но больше всего мне жалко Джимми Хендрикса, который был замечательным человеком и очень помог Jethro Tull - он всем говорил, какие мы хорошие музыканты, и рекомендовал послушать наши записи.
Мы даже сыграли с ним пару концертов в Стокгольме, еще в начале, а потом еще несколько концертов в Америке в 1970 году - мы вместе были хедлайнерами фестиваля.
Мы только-только стали завоевывать там популярность, и тут у него все покатилось под гору. Он заменил своих музыкантов и оказался в ужасном положении, когда тебя постоянно сопровождает толпа людей. Это сказывается разрушительно. Очень печально было наблюдать его таким потерянным в последние месяцы. Последний раз мы вместе сыграли на фестивале на острове Уайт.
Вы пропустили Вудсток.
- Мы не пропустили. Нас приглашали там играть. Помню, вот как это было. Однажды мы сидели в гостинице в Нью-Йорке, и наш менеджер Терри Эллис сказал мне: "Ты должен поехать". И перечислил имена - The Who, Ten Years After, Hendrix и так далее. У нас совсем не было времени на подготовку - какая-то пара дней. И я спросил: "Это связано с хиппи?". И Терри сказал: "Да, это свободный фестиваль; любовь и мир". И я ответил: "Думаю, нам не надо участвовать". Моего решения никто не одобрил.
Но думаю, для нашей карьеры это было одним из лучших решений, которые я когда-либо принимал, потому что если бы мы там участвовали, то стали бы очередными Ten Years After. Люди сказали бы: "Вот это да!", потому что мы обладали колоссальной энергетикой. А за полчаса на сцене может помутиться разум; сыграй пять-шесть лучших вещей и произведи неизгладимое впечатление. И нас возвели бы в ранг "Новая группа".
The Who это не грозило, они уже были знакомы публике. Сантана сумел благополучно это пережить и долго играть. Но были и другие музыканты, например Ten Years After, для которых это добром не кончилось. Для них Вудсток стал смертельным оружием. Они не смогли справиться с обрушившейся популярностью. А нам совершенно точно требовалось поиграть еще пару-тройку лет, набраться опыта да и приобрести музыкальный багаж.
Несколько лет назад мы играли с Ten Years After в Америке. У них состоялось воссоединение и тур. Я не видел их с года 1969. Я разговаривал с басистом Лео Лайонсом на саундчеке и спросил: "Что сегодня играете?". И он ответил: "Шутишь? Сет-лист у меня еще с Вудстока!"
29 мая 2025 года
Источник: |