мать с атомным сердцем
EMI 8 31246 2; первоначально Harvest SHVL 781; впервые записан на компакте
Британский хит-парад: № 1; хит-парад США: № 55
Записанный «Пинк Флойд» в студии на Эбби-роуд с Аланом Парсонсом в качестве инженера звукозаписи и Норманом Смитом, «продвинутым» до главного продюсера, «Atom Heart Mother» стал первым в истории звукозаписывающей компании «Харвест» альбомом, занявшим высшую строчку в британском хит-параде. Трудно вообразить, что настолько радикальная музыка могла завоевать первое место в хит-параде в те времена, да и вообще, произойдет ли такое когда-либо еще. «Atom Heart Mother» (Harvest Q4SHVL 781) стал первым альбомом группы, записанным для новой квадрофонической (четыре канала звучания) аппаратуры. Это было довольно своевременным шагом, «Пинк Флойд» уже использовал квадрофонические и даже шестиканальные эффекты в своих концертах с 1969 г. Квадрофония фактически используется группой до сегодняшнего дня. Обложка альбома до сих пор известна больше, чем его музыка. Главная звезда на обложке — недоумевающая корова по кличке Лалабель III. фотография сделана «Хипнозис» с единственной целью — получить обложку, не имеющую смысла и никак не связанную с музыкой. На переизданном в 1994 г. альбоме добавлено еще несколько снимков рогатой и к тому же значительно улучшено качество звука.
реликвии
Music For Pleasure 8 31246 2 (но не на CD);
Британский хит-парад: № 32; хит-парад США: Ns 152
meddle
вмешательство
EMI 8 29749 2; первоначально Harvest SHVL 795; впервые издан на компакте
Британский хит-парад: № 3; хит-парад США: № 70
Многие считают, что этот альбом, в котором группа впервые показала свой темперамент, без сомнения, является отражением растущей уверенности Дэвида Гилмора в своем таланте. «Meddle» состоит из двух музыкальных поэм и четырех довольно стандартных песен, записанных группой в «Эр Студиос» (первые записи группы на 16 дорожках), на Эбби-роуд, «Морган Саунд» и на кухне, в доме у Райта. Говорят, что работа была сделана в квадрофоническом звучании, однако если квадрофонический вариант и существует, то его никто ни слышал. Обложка альбома является еще одним творением «Хипнозис»: поросячье ухо под водой, по которой расходятся концентрические круги от падающих капель, воплощает «эхо» ключевой композиции. Пожалуй, идеальный вариант для группы, которая ценит качество звука не меньше слов или мелодии.
скрытая облаками
EMI COP 7 46385 2; первоначально Harvest SHSP 4020; выпущен 3 июня 1972 года
Британский хит-парад: № 6; хит-парад США: № 46
Записанный группой «Пинк Флойд» меньше чем за две недели в знаменитом Шато Деровилль под Парижем, этот альбом является звуковой дорожкой к фильму «La Vallee» («Долина»), также известному под названием «Obscured By Clouds» («Скрытая облаками»). Режиссером фильма вновь стал Барбет Шродер, поставивший ранее картину «More». Как и в предыдущий раз, музыка в альбоме отличается от коротких фрагментов композиций в фильме. Видеокассеты можно купить только во Франции, так как картина на французском языке. Фильм рассказывает о нескольких хиппи (зевать хочется), которые отправляются в Новую Гвинею в поисках затерянной долины и знакомятся там с местными аборигенами.
Снимок на обложке (продукция «Хипнозис») являет собой намеренно несфокусированный кадр из фильма, в ней явно отсутствует оригинальность дизайнерской работы. Это не слишком широко известная любителям «Пинк Флойд» работа группы, но один из любимых альбомов ударника Ника Мэйсона.
live at pompeii
концерт в помпеи
4-Front Видео 080 730 3; премьера: сентябрь 1972 года
Композиции: Instrumental; Echoes Part I; Careful With That Axe, Eugene;
Еще одной важной вехой в истории «Пинк Флойд» стал этот фильм-концерт без зрителей, снятый в амфитеатре итальянского города Помпеи. Несмотря на очевидный студийный монтаж некоторых композиций, этот фильм, поставленный Адрианом Мабеном, великолепно передает дух концертов того времени. В картину также включены интервью и сюжеты о работе группы над альбомом «Dark Side...» в студии на Эбби-роуд. Так, например, есть эпизод, где Дэвид Гилмор в ответ на упрек Роджера Уотерса в фальшивой ноте, взятой Дэвидом на гитаре, замечает: «Господи, да где же был бы сейчас рок-н-ролл без обратной связи», или менее заметные высказывания Ника Мэйсона о том, что он предпочитает яблочный пирог без корки. Существуют две разные версии первого инструментала концерта, одна используется в оригинальном фильме, другая — на видео. Оба варианта являются незначительными музыкальными абстракциями. Интервью и съемки в студии на Эбби-роуд, к сожалению, не включены в ранние тиражи видеофильма. Фильм выпущен также на лазерном диске.
dark side of the moon
темная сторона луны
ЕМ/ 8 29752 2; первоначально Harvest SHVL 804; выпущен в марте 1973 года
Британский хит-парад: № 2; хит-парад США: № 1
Нет сомнений, это УСПЕХ. Если верить статистике, этот альбом постоянно слушают в любой отдельно взятый момент в любой точке планеты, а в Великобритании он имеется в каждой пятой семье. Выпуск пластинки не был премьерой сюиты, которая была на ней записана, так как впервые она исполнялась под названием «A Piece For Assorted Lunatics» («Пьеса для группы ненормальных») в начале 1972 г. и была прервана на композиции «Money», когда отключилось напряжение. Само название альбома, «Темная (или обратная) сторона луны», относится к оккультному выражению подсознания. Интересно, что пластинка под таким же названием уже была выпущена группой «Медисин Хэд» в конце 1971 г., поэтому группе «Пинк Флойд» пришлось изменить название своего альбома на «Eclipse» («Затмение»). Однако, когда пластинку «Медисин Хэд» постиг полнейший провал, «Пинк Флойд» вернула первоначальное имя, но музыканты опять пребывали в сомнениях относительно точной записи названия альбома. На обложке первых тиражей пластинки, а также компакт-диска было написано «The Dark Side Of The Moon», однако в последующих тиражах определенный артикль «the» в названии был опущен. «Dark Side...» стал первым из альбомов, для которого весь текст написал Роджер Уотерс. Важность этого события впервые была отмечена публикацией слов песен на обложке пластинки (правда, теперь во всех выпусках CD «Пинк Флойд» печатаются слова песен более ранних альбомов). Идея соединить композиции с темами помешательства, старости, работы и смерти, волнующими каждого из нас, пришла музыкантам в голову во время собрания на кухне у Мэйсона. Альбом создавался в 1972 г., первые записи были сделаны в студии на Эбби-роуд, на новом, 24-дорожечном оборудовании. Инженером звукозаписи стал Алан Парсонс с зарплатой 35 фунтов в неделю. После получения премии «Эмми» за свою работу над альбомом и гастрольных поездок с группой в качестве инженера по звуку Парсонс сделал собственную карьеру, записывая альбомы с небесным звучанием а-ля «Пинк Флойд», что вызывало у Гилмора немало головной боли. Уже на этом этапе развития группы между Уотерсом и Гилмором возникали трения, а на последнем этапе монтажа звука продюсер Крис Томас был вынужден выступать в качестве арбитра двух музыкантов. Запись в итоге была сделана таким образом, что все композиции альбома, за исключением, конечно, находящихся на разных сторонах диска, переходят одна в другую. Квадроверсия (Q4SHVL 804) имеет чуть отличное от стерео микширование звука (например, фразы, произносимые в двух последних композициях, отчетливо слышимые на сборнике «Works»), однако более близкое к стереоверсии, нежели в квадрои моноверсиях предыдущих альбомов группы. Квадроверсия была повторно выпущена в Австралии на розовом диске в 1988 г. Интересно, что студийная квадрозапись была непреднамеренно использована в США для первых выпусков компакт-дисков. Хотя в Британии альбом не поднялся выше 2-го места в хит-параде, а в США продержался на 1 -м всего неделю, по продолжительности пребывания в списке хитов ему не было равных в истории и вряд ли будет. Даже принимая во внимание пару небольших срывов, пластинка продержалась в списке лучших 200 альбомов США 800 недель или более 15 лет! Во время записи альбома в качестве саксофониста принимал участие Дик Пэрри — не очень известный в среде музыкальных тусовок исполнитель, но, как и участники «Пинк Флойд», учившийся в Кембридже. Он оказался удачной находкой для группы и сопровождал «Пинк Флойд» на концертных гастролях в течение последующих двух лет, а затем, после большого перерыва, в 1994 г. Кроме выдающегося вклада Клэр Торри (о чем пойдет речь ниже) вокал второго плана исполнялся хорошо известными Лизой Страйк, Бэрри Сэйнт Джон и Лесли Данкэн, а также ветераном-исполнителем госпелов (Религиозных песен из фольклора темнокожих американцев) Дорис Трои. Еще две темнокожие вокалистки, Карлена Уильямс и Ванетта Филдс, известные как «Блэкберрис», присоединились к группе на время концертов, уже после выхода пластинки. В общей сложности сюита исполнялась группой, по крайней мере, 385 раз до фестиваля в Небуорте, после чего последовал 20-летний перерыв. В 1974 г. Би-Би-Си записала превосходное концертное исполнение на арене Уэмбли (тогда носившей название Эмпаэр Пул). Иногда записи с этого концерта передаются в эфире, но от предложения официально выпустить видеозапись группа отказалась. Все композиции из альбома, за исключением «Speak To Me» и «Any Colour You Like», исполнялись и Гилмором, и Уотерсом во время сольных турне; «Пинк Флойд» же реанимировал сюиту для нескольких гастрольных поездок в США и Европе в 1994 г., после чего должны были быть выпущены концертные записи. Обложка оригинального альбома — одна из лучших и, пожалуй, самая известная в истории рока. Ее дизайн — триумф простоты — был создан «Хипнозис», а рисунок выполнен Джорджем Харди. «Хипнозис» предложил группе несколько вариантов на выбор. По словам Торгесона, «совещание длилось около трех секунд—именно столько времени ушло у группы, чтобы бросить взгляд на рисунки, посмотреть друг на друга и сказать: «Вот этот», затем музыканты покинули комнату». Обложка содержит две преднамеренные погрешности: во-первых, в спектре нет фиолетового цвета, для упрощения дизайна, и, во-вторых, обратная сторона обложки изображает призму, производящую конвергенцию спектра, чего не бывает в природе, но зато позволяет, соединив, концы развернутых обложек вместе, достичь повторяющегося до бесконечности дизайна — эффектно смотрящегося при дисплейной расстановке. Виниловые диски продавались с двумя бесплатными наклейками и двумя плакатами, один из которых представлял собой набор концертных снимков, а второй — вид на пирамиды в ночной Гизе. По какой-то причине оба плаката отличаются в американской версии, а в японский альбом вкладывается шикарный буклет. Группа хотела оформить альбом в подарочной картонной обложке, но И-Эм-Ай наложила вето на эту идею, по соображениям стоимости. Через двадцать лет, правда, фирма уступила, и был выпущен ограниченный тираж компакт-дисков в картонной обложке (ЕМ1 7 81479 2) с использованием улучшенной цифровой записи. Оформление было несколько изменено, набор содержал новый буклет и пять арт-карточек. Спустя еще год цифровая запись легла в основу серии новых выпусков И-Эм-Ай, за чем последовал выход первого мини-диска «Пинк Флойд» (EMI 8 29752 8). Несмотря на улучшенный звук и художественный глянец, альбомы, выпущенные в 1994 г., уступают по общему уровню оформления оригинальным, в том числе в формате CD. Во-первых, знакомая всем призма, нарисованная рукой художника,изменилась на более холодную фотографию настоящей призмы, во-вторых, изменены оригинальные плакаты с концертными снимками и фотографиями пирамид (на первых выпусках компакт-дисков оригинальные плакаты были адаптированы для буклетов).